Образ народного заступника. Гриша Добросклонов в
поэме Н.А.Некрасова «Кому на Руси жить хорошо».
Цель урока:
- раскрыть образ
Гриши как народного заступника;
- выяснить,
какова роль образа в поэме;
- воспитывать
чувство любви к Родине.
Прежде чем
перейдем к обсуждению образа Гриши Добросклонова, мне хотелось бы напомнить вам
значение определения художественный образ.
Художественный
образ – это конкретная и вместе с тем обобщенная картина человеческой жизни
(или фрагмент такой картины), созданная при помощи творческой фантазии
художника и в свете его эстетического идеала.
- Обратимся к
теме урока и уточним, в каком образе в поэме выступает Гриша Добросклонов?
[В образе
народного заступника, который выражает эстетический идеал Н.А. Некрасова]
- Расскажите,
кто такой Гриша Добросклонов? Каково его происхождение?
- Какова цель
его жизни?
- С какого
времени он определил ее?
- Найдите
описание внешности героя.
- Какой вопрос
невольно возникает, когда сопоставляете описание внешности и целей, которые
ставит перед собой Гриша? [Сомнение,
неуверенность]
- Какой прием
использует автор? С какой целью?
[Антитеза. Чтобы
доказать, что в таком человеке, внешне хрупком, есть сила духа, которая поможет
ему достичь поставленной цели]
- Какие черты
характера Гриши заставляют нас поверить, что Гриша достигнет поставленной цели?
Перечислите их?
- От кого
унаследовал Гриша такие черты характера?
- Какое основное
чувство сподвигло Григория к служению Родине?
[Любовь к матери
=> любовь ко всей вахлачине]
- 27 ноября мы
отмечаем какой День? [День Матери. Человека, дающего жизнь, несущего тепло и
свет]
- Как внутренняя
любовь героя, сострадание проявляются в его фамилии?
[Добро]
- Как называются
такие фамилии? [Говорящие]
- Скажите,
почему Гриша в поэме назван народным заступником?
- За кого Гриша
должен был заступаться и почему, ведь крепостное право отменили? [За свободу
крестьян, независимость]
Такая почва
добрая –
Душа народа
русского…
О сеятель!
Приди!...
Нет крепи на
Руси.
|
Доля народа,
Счастье его,
Свет и свобода
Прежде всего
|
- Прежде чем
обратиться к песням Гриши Добросклонова, поработаем со словами, значение
которых может быть непонятно.
- Просмотрите
еще раз текст главы «Пир на весь мир» и разделите все песни на 2 группы
I группа
Песни Гриши
·
Веселая
·
Доля народа
·
В минуту унынья
·
О родина-мать!
·
Бурлак
·
Русь
|
II группа
Народные
·
Барщинная
·
Голодная
·
Солдатская
·
Соленая
|
- В чем отличие
песен Гриши от народных? [Заунывные, печальные. В песнях Гриши тема народа и
страдающей, поднимающейся к свободе Отчизны.]
- Прочитаем
песню «Русь», чтобы убедиться в этом.
- Какой мы видим
Русь?
[Многоликой,
всесильной]
- Почему Гриша
считает, что песня ему удалась? [Горячо
сказалася…]
- Как вы
понимаете заключительные слова поэмы?
«Быть бы нашим
странникам
Под родною
крышею,
Если б знать
могли они,
Что творилось с
Гришею…
- С какой целью
странники отправились в путь? [Искать, кому живется весело, вольготно на Руси!]
- Как вы
думаете, нашли? [Да. Это Гриша]
- В чем видит
Гриша свое счастье?
«Не надо мне ни
серебра,
Ни золота, а дай
Господь,
Чтобы землякам моим
И каждому
крестьянину
Жилось
вольготно-весело
На всей святой
Руси»
- Сделаем вывод,
почему Гриша заступник?
- Какую роль
играет образ Гриши Добросклонова в поэме? [Ключевую. Образ Гриши отражает одну
из идей поэмы: на Руси хорошо жить только вот таким борцам за счастье народное.]
- Что выдвинуло
его на такую высоту, заставило жертвовать собой ради народа, ведь перед
образованным, молодым, талантливым человеком открывались возможности
неограниченные? [Способность к состраданию => патриотизм, чувство ответственности
перед народом]
Гражданин – 1.
Человек, который живет в каком-либо государстве, подчиняется его законам и
пользуется всеми официальными правами. 2. Высокое. Человек, который подчиняет
свои личные интересы отщественным, служит Родине, народу.
- Мы говорили о
песнях, которые поет народ, сочиняет Гриша, а кто еще услышал песню в тексте? [Гриша
услышал. Ангел]
- А вы?
- Почему эту
песню поет Ангел? [Ангел милосердия не может призывать к террору]
- Каким путем
пойдет Гриша? [Вторым]
- Гриша
подозревал, что этот путь опасен? [Да]
- До Гриши
Добросклонова были подобные образы в лирике Н. Некрасова? [Да]
- Сообщение о
Добролюбове
- Чтение
стихотворения «Памяти Добролюбова»
Работа по
картине «Арест пропагандиста» И. Репина.
Домашнее задание
Написать отзыв
на урок
|