Персональный сайт учителя русского языка и литературы
победителя приоритетного национального проекта "Образование"
Зоновой Людмилы Алексеевны

Среда, 16.07.2025, 17:52

Главная » Педагогический опыт » Мои разработки

Образ народного заступника. Гриша Добросклонов в поэме Н.А. Некрасова "Кому на Руси жить хорошо"

Образ народного заступника. Гриша Добросклонов в поэме Н.А.Некрасова «Кому на Руси жить хорошо».

Цель урока:

- раскрыть образ Гриши как народного заступника;

- выяснить, какова роль образа в поэме;

- воспитывать чувство любви к Родине.

Прежде чем перейдем к обсуждению образа Гриши Добросклонова, мне хотелось бы напомнить вам значение определения художественный образ.

Художественный образ – это конкретная и вместе с тем обобщенная картина человеческой жизни (или фрагмент такой картины), созданная при помощи творческой фантазии художника и в свете его эстетического идеала.

- Обратимся к теме урока и уточним, в каком образе в поэме выступает Гриша Добросклонов?

[В образе народного заступника, который выражает эстетический идеал Н.А. Некрасова]

- Расскажите, кто такой Гриша Добросклонов? Каково его происхождение?

- Какова цель его жизни?

- С какого времени он определил ее?

- Найдите описание внешности героя.

- Какой вопрос невольно возникает, когда сопоставляете описание внешности и целей, которые ставит перед собой Гриша? [Сомнение, неуверенность]

- Какой прием использует автор? С какой целью?

[Антитеза. Чтобы доказать, что в таком человеке, внешне хрупком, есть сила духа, которая поможет ему достичь поставленной цели]

- Какие черты характера Гриши заставляют нас поверить, что Гриша достигнет поставленной цели? Перечислите их?

- От кого унаследовал Гриша такие черты характера?

- Какое основное чувство сподвигло Григория к служению Родине?

[Любовь к матери => любовь ко всей вахлачине]

- 27 ноября мы отмечаем какой День? [День Матери. Человека, дающего жизнь, несущего тепло и свет]

- Как внутренняя любовь героя, сострадание проявляются в его фамилии?

[Добро]

- Как называются такие фамилии? [Говорящие]

- Скажите, почему Гриша в поэме назван народным заступником?

- За кого Гриша должен был заступаться и почему, ведь крепостное право отменили? [За свободу крестьян, независимость]

Такая почва добрая –

Душа народа русского…

О сеятель! Приди!...

Нет крепи на Руси.

Доля народа,

Счастье его,

Свет и свобода

Прежде всего

 

- Прежде чем обратиться к песням Гриши Добросклонова, поработаем со словами, значение которых может быть непонятно.

- Просмотрите еще раз текст главы «Пир на весь мир» и разделите все песни на 2 группы

I группа

Песни Гриши

·        Веселая

·        Доля народа

·        В минуту унынья

·        О родина-мать!

·        Бурлак

·        Русь

II группа

Народные

·        Барщинная

·        Голодная

·        Солдатская

·        Соленая

- В чем отличие песен Гриши от народных? [Заунывные, печальные. В песнях Гриши тема народа и страдающей, поднимающейся к свободе Отчизны.]

- Прочитаем песню «Русь», чтобы убедиться в этом.

- Какой мы видим Русь?

[Многоликой, всесильной]

- Почему Гриша считает, что песня ему удалась? [Горячо сказалася…]

- Как вы понимаете заключительные слова поэмы?

«Быть бы нашим странникам

Под родною крышею,

Если б знать могли они,

Что творилось с Гришею…

- С какой целью странники отправились в путь? [Искать, кому живется весело, вольготно на Руси!]

- Как вы думаете, нашли? [Да. Это Гриша]

- В чем видит Гриша свое счастье?

«Не надо мне ни серебра,

Ни золота, а дай Господь,

Чтобы землякам моим

И каждому крестьянину

Жилось вольготно-весело

На всей святой Руси»

- Сделаем вывод, почему Гриша заступник?

- Какую роль играет образ Гриши Добросклонова в поэме? [Ключевую. Образ Гриши отражает одну из идей поэмы: на Руси хорошо жить только вот таким борцам за счастье народное.]

- Что выдвинуло его на такую высоту, заставило жертвовать собой ради народа, ведь перед образованным, молодым, талантливым человеком открывались возможности неограниченные? [Способность к состраданию => патриотизм, чувство ответственности перед народом]

Гражданин – 1. Человек, который живет в каком-либо государстве, подчиняется его законам и пользуется всеми официальными правами. 2. Высокое. Человек, который подчиняет свои личные интересы отщественным, служит Родине, народу.

- Мы говорили о песнях, которые поет народ, сочиняет Гриша, а кто еще услышал песню в тексте? [Гриша услышал. Ангел]

- А вы?

- Почему эту песню поет Ангел? [Ангел милосердия не может призывать к террору]

- Каким путем пойдет Гриша? [Вторым]

- Гриша подозревал, что этот путь опасен? [Да]

- До Гриши Добросклонова были подобные образы в лирике Н. Некрасова? [Да]

- Сообщение о Добролюбове

- Чтение стихотворения «Памяти Добролюбова»

Работа по картине «Арест пропагандиста» И. Репина.

Домашнее задание

Написать отзыв на урок

Категория: Мои разработки | Добавил: shuma (21.01.2012)
Просмотров: 14497 | Рейтинг: 3.1/10

Категории раздела

Мои статьи [2]
Мои разработки [2]