Персональный сайт учителя русского языка и литературы
победителя приоритетного национального проекта "Образование"
Зоновой Людмилы Алексеевны

Пятница, 18.07.2025, 02:35

Главная » Педагогический опыт » Мои разработки

Жил человек - и нет его

Урок

«Жил человек – и нет его»

(По рассказам Т. Толстой «Соня» и А. Солженицына «Матренин двор»)

Жизнь человека до смешного кратка.

А. М. Горький. Мотив-этюд «Часы».

Цель урока:

- обратившись к произведениям современной литературы, выделить важные нравственные проблемы;

- акцентировать внимание на том, что литература выполняет гуманистическую роль;

- обратить внимание на один из ярких методов в современной литературе – постмодернизм.

- На экране определение постмодернизма.

- Послушаем краткое сообщение о ярком представителе постмодернизма Т.Толстой.

- Послушаем краткое сообщение об А. Солженицыне.

- Рассказ «Соня» прочитан. В центре его две женские судьбы, не эпизоды, а именно две судьбы. Судьбу Сони легко пересказать.

- Перескажите, пожалуйста, судьбу Сони.

- А теперь судьбу Ады.

Временное пространство в рассказе организовано так точно и так плотно, что на 4 страницах Т. Толстая смогла рассказать о судьбах двух женщин.

- Как вы думаете, о ком этот рассказ: о Соне или Аде? Почему?

Потому что самое большое чудо в своей жизни – спасительную баночку сока блокадным декабрем – Ада не заслужила, т.к. в 1941 году отреклась от любви… и обвинять-то ее в этом тяжело – «было не до любви» в декабре 1941 года.

- Но вот Соне же было до любви…

Потому и рассказ о Соне.

Литература защищает, оберегает того, у кого все отнимается в жизни. Так сказке милее всех Иванушка-дурачок. А наша Соня – четырежды будет сказано в тексте – «дура».

- Расскажите, за что Соня в тексте названа дурой?

- Внутренние качества Сони?

- Соня на самом деле дура или только кажется? Почему?

Соня всего лишь кажется «дурой», потому что она неадекватна в своем социальном поведении, не приспособлена к жизни, непрактична.

- Я бы хотела, чтобы вы послушали отрывочек из еще одного произведения.

- Подумайте, что общего между этими двумя героинями?

Кто-то из учеников читает отрывок о Матрене А.И. Солженицына «Матренин двор».

- Кто дает такую характеристику Матрене? [золовка]

- Как автор называет Матрену? [праведница]

- Кстати, а кто называет Соню дурой? Неужели автор?

- Перечитаем внимательно эти моменты.

Знакомство с Соней. Возникновение переписки с Николаем. Последнее письмо Ады.

- Создается впечатление, что это рассказывает кто-то из знакомых Ады («Жаль, что вы не застали ее в молодости». «Интересная женщина».). Очевидно, Толстая настолько доверяет читателю, что уверена: он разберется сам в том, что есть хорошо, а что плохо. Разве иногда бросит подсказку, например, о брате Ады: «… негодяй, в сущности, но умнейший человек и в чем-то миляга».

- Как вам кажется, что было самым чудесным в жизни Сони?

- Чем была жизнь Сони без эпистолярного романа с Николаем?

Повседневность, обыденность, быт. Но Соня заслужила и другое. И Толстая дарит Соне мечту, сказку. Вернее, Ада (И вот надо же…). Ада обязана Соне жизнью, но и Соня обязана Аде счастьем. Так все удивительно переплелось в этой жизни.

Однако, как справедливо заметил О. Генис, «Толстая отнюдь не добрый волшебник, и сказки у нее с плохим концом. Мир страшен сам по себе. Жизнь изначально трагична уже потому, что подчиняется времени.

- Мотив времени – один из основных мотивов рассказа, как собственно, почти всех рассказов Толстой. [Жил человек – и нет его. «Время все съело»]

- Перечитайте внимательно начало рассказа. Чьи это слова? Как вы их поняли?

- Как вы поняли, в каких отношениях Т. Толстая со временем? Назовите метафоры, о чем они говорят?

- В финале рассказа кто просит Аду отдать Сонины письма?

Думается, тоже автор. Именно в начале рассказа и в финале повторяется фраза: «Жил человек – и нет его».

- Как Толстая отвечает на вопрос: «Что остается после человека?»

Имя – мудрость, имя – память, жизнь другого человека, и еще должен был остаться белый эмалевый голубок, брошка Сони. Голубков огонь не берет.

Текст Толстой, как и текст Солженицына, удивительно плотный: в нем много метафор, художественных деталей, часто переходящих в символические образы.

- Попробуйте перечислить их?

Детали описания блокадной жизни Ленинграда.

Эмалевый голубок Сони. Голубь означает «благую весть», весть о любви, в чем и есть мудрость жизни.

Брошка есть и на платье Ады Адольфовны – большая камея.

Символический образ – баночка томатного сока, «которого было там на одну жизнь».

- Какие образы-символы в рассказе «Матренин двор»?

Постмодернизм как явление мировой литературы и культуры последней трети XX века возник в результате неудовлетворенности возможностями традиционного реалистического искусства, его чрезмерной ориентированности на социальную действительность. «Реалисту интересна не реальность, а ее отражение в сознании…» Культура постмодернизма не признает границ между высоким и низким, реальным и вымышленным, авторским и неавторским. В ней отсутствует почтение к авторитетам, святыням, здесь сняты все табу. Важнейшие художественные приемы постмодернизма: гротеск, ирония, оксюморон. Важнейший знак – интертекстуальность, то есть цитатность. Мир воспринимается как текст.

На нашем уроке мы рассматривали произведения постмодернизма и реализма, в центре которых – человек, несмотря на особенности каждого из литературных течений.

Рефлексия.

- Эпиграфом к уроку я взяла слова М. Горького: «Жизнь человека до смешного кратка». Как вы понимаете эти слова?

- После прочтения рассказов Т. Толстой и А. Солженицына какое пронизывает чувство: безнадежности, утраты или все же ощущение, что жизнь продолжается?

Голубков огонь не берет!

Домашнее задание

Написать сочинение-эссе 150-200 слов «Что значит жить в гармонии с самим собой?»

Категория: Мои разработки | Добавил: shuma (21.01.2012)
Просмотров: 2323 | Рейтинг: 0.0/0

Категории раздела

Мои статьи [2]
Мои разработки [2]