Урок
«Жил человек – и нет его»
(По рассказам Т. Толстой «Соня» и А. Солженицына
«Матренин двор»)
Жизнь человека
до смешного кратка.
А. М. Горький.
Мотив-этюд «Часы».
Цель урока:
- обратившись к
произведениям современной литературы, выделить важные нравственные проблемы;
- акцентировать
внимание на том, что литература выполняет гуманистическую роль;
- обратить
внимание на один из ярких методов в современной литературе – постмодернизм.
- На экране
определение постмодернизма.
- Послушаем
краткое сообщение о ярком представителе постмодернизма Т.Толстой.
- Послушаем
краткое сообщение об А. Солженицыне.
- Рассказ «Соня»
прочитан. В центре его две женские судьбы, не эпизоды, а именно две судьбы.
Судьбу Сони легко пересказать.
- Перескажите,
пожалуйста, судьбу Сони.
- А теперь
судьбу Ады.
Временное пространство
в рассказе организовано так точно и так плотно, что на 4 страницах Т. Толстая
смогла рассказать о судьбах двух женщин.
- Как вы
думаете, о ком этот рассказ: о Соне или Аде? Почему?
Потому что самое
большое чудо в своей жизни – спасительную баночку сока блокадным декабрем – Ада
не заслужила, т.к. в 1941 году отреклась от любви… и обвинять-то ее в этом
тяжело – «было не до любви» в декабре 1941 года.
- Но вот Соне же
было до любви…
Потому и рассказ
о Соне.
Литература
защищает, оберегает того, у кого все отнимается в жизни. Так сказке милее всех
Иванушка-дурачок. А наша Соня – четырежды будет сказано в тексте – «дура».
- Расскажите, за
что Соня в тексте названа дурой?
- Внутренние
качества Сони?
- Соня на самом
деле дура или только кажется? Почему?
Соня всего лишь
кажется «дурой», потому что она неадекватна в своем социальном поведении, не
приспособлена к жизни, непрактична.
- Я бы хотела,
чтобы вы послушали отрывочек из еще одного произведения.
- Подумайте, что
общего между этими двумя героинями?
Кто-то из
учеников читает отрывок о Матрене А.И. Солженицына «Матренин двор».
- Кто дает такую
характеристику Матрене? [золовка]
- Как автор
называет Матрену? [праведница]
- Кстати, а кто
называет Соню дурой? Неужели автор?
- Перечитаем
внимательно эти моменты.
Знакомство с
Соней. Возникновение переписки с Николаем. Последнее письмо Ады.
- Создается
впечатление, что это рассказывает кто-то из знакомых Ады («Жаль, что вы не
застали ее в молодости». «Интересная женщина».). Очевидно, Толстая настолько
доверяет читателю, что уверена: он разберется сам в том, что есть хорошо, а что
плохо. Разве иногда бросит подсказку, например, о брате Ады: «… негодяй, в
сущности, но умнейший человек и в чем-то миляга».
- Как вам
кажется, что было самым чудесным в жизни Сони?
- Чем была жизнь
Сони без эпистолярного романа с Николаем?
Повседневность,
обыденность, быт. Но Соня заслужила и другое. И Толстая дарит Соне мечту,
сказку. Вернее, Ада (И вот надо же…). Ада обязана Соне жизнью, но и Соня
обязана Аде счастьем. Так все удивительно переплелось в этой жизни.
Однако, как
справедливо заметил О. Генис, «Толстая отнюдь не добрый волшебник, и сказки у
нее с плохим концом. Мир страшен сам по себе. Жизнь изначально трагична уже
потому, что подчиняется времени.
- Мотив времени
– один из основных мотивов рассказа, как собственно, почти всех рассказов
Толстой. [Жил человек – и нет его. «Время все съело»]
- Перечитайте
внимательно начало рассказа. Чьи это слова? Как вы их поняли?
- Как вы поняли,
в каких отношениях Т. Толстая со временем? Назовите метафоры, о чем они
говорят?
- В финале
рассказа кто просит Аду отдать Сонины письма?
Думается, тоже
автор. Именно в начале рассказа и в финале повторяется фраза: «Жил человек – и
нет его».
- Как Толстая
отвечает на вопрос: «Что остается после человека?»
Имя – мудрость,
имя – память, жизнь другого человека, и еще должен был остаться белый эмалевый
голубок, брошка Сони. Голубков огонь не берет.
Текст Толстой,
как и текст Солженицына, удивительно плотный: в нем много метафор,
художественных деталей, часто переходящих в символические образы.
- Попробуйте
перечислить их?
Детали описания
блокадной жизни Ленинграда.
Эмалевый голубок
Сони. Голубь означает «благую весть», весть о любви, в чем и есть мудрость
жизни.
Брошка есть и на
платье Ады Адольфовны – большая камея.
Символический
образ – баночка томатного сока, «которого было там на одну жизнь».
- Какие
образы-символы в рассказе «Матренин двор»?
Постмодернизм
как явление мировой литературы и культуры последней трети XX века возник в результате
неудовлетворенности возможностями традиционного реалистического искусства, его
чрезмерной ориентированности на социальную действительность. «Реалисту
интересна не реальность, а ее отражение в сознании…» Культура постмодернизма не
признает границ между высоким и низким, реальным и вымышленным, авторским и
неавторским. В ней отсутствует почтение к авторитетам, святыням, здесь сняты
все табу. Важнейшие художественные приемы постмодернизма: гротеск, ирония,
оксюморон. Важнейший знак – интертекстуальность, то есть цитатность. Мир
воспринимается как текст.
На нашем уроке
мы рассматривали произведения постмодернизма и реализма, в центре которых –
человек, несмотря на особенности каждого из литературных течений.
Рефлексия.
- Эпиграфом к
уроку я взяла слова М. Горького: «Жизнь человека до смешного кратка». Как вы
понимаете эти слова?
- После
прочтения рассказов Т. Толстой и А. Солженицына какое пронизывает чувство:
безнадежности, утраты или все же ощущение, что жизнь продолжается?
Голубков огонь
не берет!
Домашнее задание
Написать
сочинение-эссе 150-200 слов «Что значит жить в гармонии с самим собой?»
|