Урок-исследование по произведениям Д.Бакина «Сын
дерева» и башкирского эпоса «Урал-Батыр»
Литература / 10 класс
Учитель Зонова Людмила Алексеевна
Или назовите
дерево добрым
и плод его
добрым,
Или назовите
дерево плохим
и плод его
плохим,
ведь по плоду
познается дерево.
А.Мень. «Сын
Человеческий».
Цели:
– развивать
способность к обобщению, аналитическому мышлению, формировать
литературоведческие навыки и умения планировать деятельность при подборе
литературного материала;
– воспитывать
культуру речи, сознательную дисциплину;
– формировать
умение сравнивать культуру разных народов.
I. Вступительное слово учителя.
– Вашим домашним
заданием было ответить на предложенные вопросы: неожиданным ли для вас
оказалось содержание рассказа и на какие вопросы вы хотели бы получить ответы?
– По ходу чтения
ваших ответов на поставленные заранее вопросы мы постараемся сформулировать
проблемный вопрос.
– Почему сын
дерева отказывается от полноценной (в нашем понимании) подвижной жизни и
остается верен своему «неподвижному несчастью»?
II. Проблемный вопрос организует урок.
– Вашим
перспективным заданием было подобрать однокоренные слова к слову дерево. Какие
из них оказались многозначными?
– Какие значения
могут иметь отношения к герою рассказа?
– Составьте
словосочетание со словом дерево/древо, имеющее метафорическое значение.
Метафора – вид тропа, состоящий в перенесении
свойств одного объекта (явления) на другой на основании признака, общего для
обоих сопоставительных членов; установление связи по сходству.
В ходе реализации
задания группой учащихся делаем запись на доске:
·
деревянный
а) сделанный из
дерева;
б) перен.
лишенный естественной подвижности, гибкости.
·
деревенеть
а) становится
твердым, жестким;
б) перен.
становится твердым, жестким;
·
деревина
а) ствол дерева;
б) бревно,
срубленное дерево.
Совершенно
очевидно, с образом героя соотносятся переносные значения слов с корнем
древ/дерев.
Записываем на
доске и в тетради ряд словосочетаний-метафор:
·
древо
жизни
·
древо
познания добра и зла
·
родословное
древо
Истолковывая
метафорические значения слов и словосочетаний, мы обнаруживаем некое
противоречие: лишенный естественной подвижности герой обладает необыкновенным
духовным потенциалом, патология физическая взывает к жизни, активизирует мощную
духовную работу, цель которой – вобрать, впитать в себя историю семьи (всех
вместе и каждого в отдельности), подобно тому, как впитывает дерево земные
соки.
– Что общего
между деревом и сыном дерева?
– Текст «Сына
дерева» начинается фразой: «Первым родился – первый, вторым родился – второй, третьим
родился мертвый. Так я хочу начать рассказ о себе».
– Напишите
«биографию» героя и ответьте на вопрос: «Утверждается или опровергается в
тексте рассказа определение «мертвый» по отношению к герою?» [Это метафора
неподвижности в подвижном мире]
– Главный герой
называет себя сыном дерева.
– Какие
портретные детали, словесный ряд, связанный с семантикой дерева, позволяют
согласиться с этим? [кожа, как ощущающая, осязающая молодая кора, «противостоит
упрямому натиску короедов», «Я точно произрастаю из земли»…]
– У кого из
членов его семьи уже есть признаки дерева? У кого появляются в конце рассказа?
[У отца: «коренастый»…]
– Если соотнести
семью главного героя с деревом, какой его частью ощущает себя герой? [корнем,
стволом, деревянной оградой, стержнем семьи]
– В каком
эпизоде это наиболее ярко проявляется? [Когда Александра объявляет о своем
желании уйти]
- Многие из вас
говорили, что человек, по роду своей деятельности связанный с деревом, может
быть плотником, строителем.
– Что строит наш
с вами герой? [Семью]
– Кто является
строительным материалом?
– Поразмышляем,
что означает для главного героя понятие семья, род, дом?
По словарю Даля:
Дом
1. Строение для
жилья;
2. Семейство,
семья;
3. Род;
4. Поколение;
5. Династия.
– Кто вспомнит,
для чего жили братья и невестки «сына дерева»? [«чтобы делить род»] =>
синономический ряд к слову Род – семья, племя, поколение.
– А для чего
живет главный герой? [Ради семьи]
– Герой
отказывается от уже совершившегося чуда. Во имя чего?
Сын дерева
совершает подвиг во имя семьи. Приведите пример из башкирского эпоса, с которым
вы знакомитесь на уроках культуры Башкортостана, когда подвиг совершается во
имя всего народа?
Сообщение ученицы. Героика эпоса проявляется в
прекрасных подвигах батыров, борцов за социальную справедливость,
самоотверженно защищающих народ, за сохранение жизни на земле. Ценой
собственной жизни эпический Урал-батыр окропляет бессмертной водой природу,
хотя мог бы воспользоваться этой водой для себя и стать бессмертным.
Столь же
прекрасны и деяния сыновей Урал-батыра, которые, прорубив сказы в горах, дали
начало Уральским рекам.
Урал создает
весь этот светлый мир (ясты донья), облагораживает его и делает удобным для
всего живого, уничтожая хаос и создавая упорядоченный Космос (по-башкирски
донья).
Основная
философская сущность эпоса «Урал-батыр» заключается в раскрытии смысла жизни и
смерти, утверждение вечности природы и рода человеческого.
Перед героем
эпоса стоит дилемма: «за свое бессмертье или бессмертие всех живущих». Но
встреча со стариком ставит все на свои места:
Теперь пойдем из
Живого Родника
Воду вычерпаем
всю,
Всем радость
принесем.
Герой приходит к
пониманию того, что вечная жизнь на земле заключается не в личном бессмертии
людей, а в вечном обновлении природы и человеческого рода:
Быть стране
достойной любви!
Быть саду
достойным земли!
Пусть сияет наша
земля!
Обращаясь перед
смертью к сыновьям, Урал-батыр дает наказ:
Зло в попутчики
не берите.
На землях, что
очистил я,
Счастье найдите
для людей…
Человек – пусть
будет имя Вам.
Не уступайте
дорогу злу,
Не сторонитесь
добра!
Завершающая часть:
Учитель. Подводя итог урока, хочется пожелать
вам, ребята, поступать как герой рассказа Д.Бакина «Сын дерева» и следовать
наказу героя башкирского эпоса Урал-батыра.
Домашнее задание
Написать
сочинение-отзыв по пройденному материалу
|