Персональный сайт учителя русского языка и литературы
победителя приоритетного национального проекта "Образование"
Зоновой Людмилы Алексеевны

Воскресенье, 20.07.2025, 01:22

Главная » Педагогический опыт » Мои статьи

По плоду познается дерево

Урок-исследование по произведениям Д.Бакина «Сын дерева» и башкирского эпоса «Урал-Батыр»

Литература / 10 класс

Учитель Зонова Людмила Алексеевна 

Или назовите дерево добрым

и плод его добрым,

Или назовите дерево плохим

и плод его плохим,

ведь по плоду познается дерево.

А.Мень. «Сын Человеческий».

 Цели:

– развивать способность к обобщению, аналитическому мышлению, формировать литературоведческие навыки и умения планировать деятельность при подборе литературного материала;

– воспитывать культуру речи, сознательную дисциплину;

– формировать умение сравнивать культуру разных народов.

 I. Вступительное слово учителя.

– Вашим домашним заданием было ответить на предложенные вопросы: неожиданным ли для вас оказалось содержание рассказа и на какие вопросы вы хотели бы получить ответы?

– По ходу чтения ваших ответов на поставленные заранее вопросы мы постараемся сформулировать проблемный вопрос.

– Почему сын дерева отказывается от полноценной (в нашем понимании) подвижной жизни и остается верен своему «неподвижному несчастью»?

 II. Проблемный вопрос организует урок.

– Вашим перспективным заданием было подобрать однокоренные слова к слову дерево. Какие из них оказались многозначными?

– Какие значения могут иметь отношения к герою рассказа?

– Составьте словосочетание со словом дерево/древо, имеющее метафорическое значение.

Метафора – вид тропа, состоящий в перенесении свойств одного объекта (явления) на другой на основании признака, общего для обоих сопоставительных членов; установление связи по сходству.

В ходе реализации задания группой учащихся делаем запись на доске:

·                   деревянный

а) сделанный из дерева;

б) перен. лишенный естественной подвижности, гибкости.

·                   деревенеть

а) становится твердым, жестким;

б) перен. становится твердым, жестким;

·                   деревина

а) ствол дерева;

б) бревно, срубленное дерево.

Совершенно очевидно, с образом героя соотносятся переносные значения слов с корнем древ/дерев.

Записываем на доске и в тетради ряд словосочетаний-метафор:

·                   древо жизни

·                   древо познания добра и зла

·                   родословное древо

Истолковывая метафорические значения слов и словосочетаний, мы обнаруживаем некое противоречие: лишенный естественной подвижности герой обладает необыкновенным духовным потенциалом, патология физическая взывает к жизни, активизирует мощную духовную работу, цель которой – вобрать, впитать в себя историю семьи (всех вместе и каждого в отдельности), подобно тому, как впитывает дерево земные соки.

– Что общего между деревом и сыном дерева?

– Текст «Сына дерева» начинается фразой: «Первым родился – первый, вторым родился – второй, третьим родился мертвый. Так я хочу начать рассказ о себе».

– Напишите «биографию» героя и ответьте на вопрос: «Утверждается или опровергается в тексте рассказа определение «мертвый» по отношению к герою?» [Это метафора неподвижности в подвижном мире]

– Главный герой называет себя сыном дерева.

– Какие портретные детали, словесный ряд, связанный с семантикой дерева, позволяют согласиться с этим? [кожа, как ощущающая, осязающая молодая кора, «противостоит упрямому натиску короедов», «Я точно произрастаю из земли»…]

– У кого из членов его семьи уже есть признаки дерева? У кого появляются в конце рассказа? [У отца: «коренастый»…]

– Если соотнести семью главного героя с деревом, какой его частью ощущает себя герой? [корнем, стволом, деревянной оградой, стержнем семьи]

– В каком эпизоде это наиболее ярко проявляется? [Когда Александра объявляет о своем желании уйти]

- Многие из вас говорили, что человек, по роду своей деятельности связанный с деревом, может быть плотником, строителем.

– Что строит наш с вами герой? [Семью]

– Кто является строительным материалом?

– Поразмышляем, что означает для главного героя понятие семья, род, дом?

По словарю Даля:

Дом

1. Строение для жилья;

2. Семейство, семья;

3. Род;

4. Поколение;

5. Династия.

– Кто вспомнит, для чего жили братья и невестки «сына дерева»? [«чтобы делить род»] => синономический ряд к слову Род – семья, племя, поколение.

– А для чего живет главный герой? [Ради семьи]

– Герой отказывается от уже совершившегося чуда. Во имя чего?

 Сын дерева совершает подвиг во имя семьи. Приведите пример из башкирского эпоса, с которым вы знакомитесь на уроках культуры Башкортостана, когда подвиг совершается во имя всего народа?

Сообщение ученицы. Героика эпоса проявляется в прекрасных подвигах батыров, борцов за социальную справедливость, самоотверженно защищающих народ, за сохранение жизни на земле. Ценой собственной жизни эпический Урал-батыр окропляет бессмертной водой природу, хотя мог бы воспользоваться этой водой для себя и стать бессмертным.

Столь же прекрасны и деяния сыновей Урал-батыра, которые, прорубив сказы в горах, дали начало Уральским рекам.

Урал создает весь этот светлый мир (ясты донья), облагораживает его и делает удобным для всего живого, уничтожая хаос и создавая упорядоченный Космос (по-башкирски донья).

Основная философская сущность эпоса «Урал-батыр» заключается в раскрытии смысла жизни и смерти, утверждение вечности природы и рода человеческого.

Перед героем эпоса стоит дилемма: «за свое бессмертье или бессмертие всех живущих». Но встреча со стариком ставит все на свои места:

Теперь пойдем из Живого Родника

Воду вычерпаем всю,

Всем радость принесем.

Герой приходит к пониманию того, что вечная жизнь на земле заключается не в личном бессмертии людей, а в вечном обновлении природы и человеческого рода:

Быть стране достойной любви!

Быть саду достойным земли!

Пусть сияет наша земля!

Обращаясь перед смертью к сыновьям, Урал-батыр дает наказ:

Зло в попутчики не берите.

На землях, что очистил я,

Счастье найдите для людей…

Человек – пусть будет имя Вам.

Не уступайте дорогу злу,

Не сторонитесь добра!

Завершающая часть: 

Учитель. Подводя итог урока, хочется пожелать вам, ребята, поступать как герой рассказа Д.Бакина «Сын дерева» и следовать наказу героя башкирского эпоса Урал-батыра.

Домашнее задание

Написать сочинение-отзыв по пройденному материалу

Категория: Мои статьи | Добавил: shuma (21.01.2012)
Просмотров: 2533 | Рейтинг: 0.0/0

Категории раздела

Мои статьи [2]
Мои разработки [2]